SSD-накопитель, не важно какого формата M.2 или SATA SSD, иногда становится не виден в системе. Такое может случиться после обновления, установки Windows 10 или после переноса системы на новый диск.
Если технически накопитель исправен, решение этой проблемы будет относительно не сложной.
Первое, и самое простое, нужно перезагрузить компьютер. Тут нужно уточнить, нужна именно перезагрузка. Возможно это сможет решить возникшую проблему.
Заходим в Диспетчер устройств -> раздел Дисковые устройства, ищем в списке свой накопитель.
Этот раздел может называться по-разному в зависимости от вашей материнской платы или ноутбука. Названияя раздела могут быть например, Storage, NVMe Configuration, SATA Configuration (для дисков SATA это касается и M.2), Chipset и другие. В некоторых случаях, информация о накопителях показывается на главной странице БИОС.
На установочную флешку нужно загрузить официальные драйверы вашего SSD-накопителя. Их можно скачать на официальном сайте производителя. Это может быть программа-установщик или в виде архива. Этот архив распаковываем на флешку а при установке на этапе выбора разделов нажимаем кнопку Загрузить для установки драйверов.
Если SSD-накопитель не виден в БИОС?
Какие могут быть варианты:
SATA накопитель. Проблема с кабелем SATA. Возможно плохое подключение кабеля в накопитель или в материнскую плату. Не подключён кабель питания к накопителю.
M.2 накопитель. Возможно не качественное подключение накопителя в разъём. Накопитель не соответствует типу интерфейса. Как пример, к разъему M.2 могут подключаться накопители, работающие по интерфейсу PCI-e NVMe и/или SATA. А сам разъём может поддерживать только PCI-e/NVMe диски, только SATA или и те и другие. И поэтому, из-за не соответствия накопителя и поддерживаемых интерфейсов разъёма накопитель может быть не виден.
Если присутствуют несколько разъёмов формата M.2 на материнской плате или в ноутбуке, они могут поддерживать разные типы накопителей. Обращайте внимание на это в сопроводительной документации. Иногда информация указывается прямо на разъёме.
Иногда проблема может быть в самом разъёме, он может быть физически неисправен.
Что делать если тип накопителя и разъём поддерживает его а накопитель не виден.
1. Нужно проверить, нет ли раздела БИОС/UEFI, отвечающего за настройку интерфейса слотов M.2 (например, в Advanced\Onboard Devices Configuration или др.), там, где можно выбрать режим работы PCIe (NVMe) или SATA. В этом разделе указать правильный режим работы, сохранить изменения БИОС и перезагрузить компьютер.
2. Если есть возможность выбора типа ОС в БИОС. Например, OS Type и выбор между Windows 10 и Other OS. Нужно выбрать Windows 10, сохранить настройки, перезагрузить компьютер.
3. Если есть несколько разъёмов M.2, попробуйте подключить накопитель к другому.
4. Выключить компьютер. Настольный компьютер можно отключить от сети на некоторое время, нажать кнопку питания с удержанием. Теперь снова включить компьютер. В некоторых случаях это решает проблему.
5. ВНИМАНИЕ! Потенциально опасное действие. Выполнять этот пункт с осторожностью и строго выполнять рекомендации производителя. Обновить БИОС вашей материнской платы или ноутбука.
Это самый простой вариант.
Для решения этого варианта проблемы нужно сделать следующее:
Нажать ПКМ по кнопке «Пуск» -> Управление дисками
Можно нажать горячую клавишу WIN + R и ввести diskmgmt.msc
Первый вариант: Сразу появится предложение инициализировать новый накопитель. Производим инициализацию, если нужно проводим форматирование, присваиваем литеру (часто делается автоматически).
Бывают случаи, когда буква не присваивается автоматически и накопитель из-за этого не виден в системе как накопитель.
2. Если инициализация не произошла автоматически а в окне Управление дисками виден накопитель с красной стрелкой. Если нажать на него правой кнопкой мыши можно его инициализировать.
3. Накопитель без красной стрелки и уже инициализирован. На накопителе есть разделы (они видны справа, в виде графического условного обозначения). Нужно назначить ему букву. Для этого нажать ПКМ по разделу и выбрать пункт Изменить букву диска или путь к диску и добавить букву. В случае, если накопитель новый и он не размечен, нажимаете по нераспределенному пространству - Создать простой том и дальше следовать мастеру создания разделов.
4. Накопитель SSD не присутствует в списке управления дисками, но есть в диспетчере устройств. Такое происходит для дисков M.2 при том, что в системе установлены все драйвера. Часто помогает скачивание драйверов накопителя с сайта производителя, даже если это уже сделала система автоматически. Перезагрузить компьютер и снова запустить управление дисками.
Если же накопитель SSD виден в БИОС а в диспетчере устройств его нет, нужно скачать драйверы производителя и установить. Затем перезагрузить компьютер.